Древний обычай приготовления обрядового блюда “курбан” наиболее полно сохранился у гагаузов в традициях праздника Хедерлез. Жертвенного ягненка целиком запекали в печи, предварительно заполнив брюшную полость пшеничной крупой (kurban bulgurlan) (позднее вместо крупы использовали рис kurban pirinclan). На другие праздники жертвенного животного разрезали на куски и варили с «булгуром» (рисом) в виде плова. Крупа символизировала плодородие. Таким образом, целью курбана было обеспечение плодовитости скота и богатого урожая.
Когда курбан и обрядовый хлеб (kurban ekmaa) были готовы, их несли в церковь святить. После окончания обедни на церковном дворе устраивали коллективную трапезу, то есть жертва приносилась от каждой семьи в отдельности и от лица всего коллектива (от всех жителей села). Обряд «поедания» жертвенного ягненка обставлялся различными ритуальными запретами: при еде нельзя было ломать костей, чтобы не «нанести физических увечий овцам». Данный запрет связан с воззрениями о возрождении и размножении жертвенного животного. Этот запрет строго соблюдали в праздник Хедерлез, что связано с началом нового скотоводческого сезона, с инициальной магией (магия первого дня).
Курбан – слово арабского происхождения, обозначающее жертву, жертвоприношение. Жертвоприношение животных с аналогичным названием известно многим народам мира в самые различные исторические эпохи: древним евреям (korban), ассирийцам (kurbanu), арамеям, арабам, туркам, албанцам (kurban), эллинистическому населению Малой Азии и Восточного Средиземноморья (korban, korbana), сербам, македонцам, болгарам, гагаузам (курбан), чувашам (харпан), удмуртам (курбон). Во многих деталях этот обряд у армян (мадах) совпадает с болгарским и гагаузским вариантом. Позднее обряд жертвоприношения животных был интегрирован в мусульманскую религиозную культуру и приобрел свои специфические черты (форма религиозного причастия обязательная для всех). Вместе с этим отметим, что имеются существенные отличия гагаузского курбана от подобных жертвоприношений, распространенных, с одной стороны, у других тюркских народов, с другой стороны, у христианских народов. Основным отличием обряда курбан у гагаузов Молдовы от аналогичных обрядов у других народов является: 1) отсутствие «поминального курбана», который готовят на похоронах и поминках. 2) отсутствие «вареного курбана» (бульон с мясом). Эти виды курбанов широко распространены у тюркских и у некоторых христианских народов Балканского полуострова.
В обряде курбан проявляется контаминация земледельческой и скотоводческой традиций: 1) в использовании пшеницы или крупы при приготовлении обрядового блюда “курбан с крупой”; 2) в совершении жертвоприношения животного в обряде вызывания дождя (в XIX в.)
|