День св. Трифона, который отмечается 1/14 февраля относится к праздникам переходного периода от зимы к весне. По содержанию обрядности этот день, как и два последующие (СретениеГосподне и день св.Симеона Богоприимца – 2/15 и 3/16 февраля) относятся к так называемым “волчьим праздникам”, так как главным в обрядности этих праздников было соблюдение запрета на использование всех острых предметов (нож, ножницы и т.д.), в основе которого лежит предохранительная магия. Целью данного запрета было уберечь домашний скот и людей от волков.
Празднование первых чисел февраля, связанное с почитанием волка, известно у гагаузов, болгар (трифунци), румын (Filipii de erna). Эти дни считались очень опасными (“hatalı günnä”- у гагаузов, “лоши дни” – у болгар). Особенно тщательно “опасные дни” соблюдали беременные и роженицы, чтобы дети не родились с физическими недостатками.
Первые числа февраля, у вышеуказанных народов, связывались также с началом весны. По дню в день Сретенья или св.Семеона гадали о погоде на лето: если сосульки отстают от стрехи, то лето будет теплое. В день св.Трифона болгары, румыны, гагаузы окропляли виноградники, сады (и скот) освященной в церкви водой, с целью предохранить будущий урожайот вредителей.
У гагаузов и, особенно, у болгар некоторые из хозяев, имевшие значительное количество виноградников, совершали также ритуальное подрезание виноградной лозы (1-3 куста), после которого хозяин поливал куст вином и сам выпивал стакан вина. Магические действия, связанные с “обрядовым подрезанием виноградника”, в основе которого лежит симпатическая магия, где желаемое достигается подобным, были широко распространены у болгар. Данные обрядовые действия совершали с целью увеличить плодоносную силу виноградников.
Обряд ритуального подрезания виноградной лозы не получил в гагаузских селах широкого распространения, возможно потому, что входил в противоречие с традиционной народной обрядностью, запрещающей использование в этот день различных режущих предметов.
В Болгарии еще в начале ХХ века день св.Трифона
(Трифон Зарезан) отмечали очень пышно. После обрядового подрезания виноградников и совершения магических действий над ним мужчины избирали “царя виноградников”, которого увенчивали “короной” из обрезанной виноградной лозы. Остальные участники процессии представляли его свиту. В северо-восточной Болгарии царя везли в село на передке телеги, в которую впрягались мужчины. При этом царя обязательно поливали вином, что, согласно народным верованиям, должно было увеличить урожай винограда и вина. Вечером “царь” устраивал угощение для мужчин в своем доме или в корчме. Празднество завершалось хороводом на сельской площади. В настоящее время в Болгарии праздник в несколько трансформированном виде отмечается как “день виноградаря”.
По мнению ученых, специфический характер праздника Трифон Зарезан
свидетельствует о том, что его основе лежат пережитки культа фригийско-фракийского бога плодородия и природы Сабазия (Диониса), распространенного по всему Балканскому полуострову. Согласно легенде, виноградную лозу нашел Дионис. Повсюду, где появлялся Дионис, он обучал людей виноградарству и виноделию.
У многих народов Балкано-Карпатского региона
широко распространена легенда о Трифоне, которая связана с запретом на использование острых предметов в день св.Трифона. Согласно легенде, Трифон отрезал свой нос из-за того, что посмеялся над Богородицей, когда она, спустя 40 дней после Рождества, шла в храм за очистительной молитвой. После оскорбительных слов, произнесенных Трифоном в адрес Богородицы, она ему сказала, что он сегодня отрежет свой нос. Проходя мимо дома Трифона, дева Мария сказала его жене, чтобы та взяла с собой соли и платок и пошла к мужу, так он отрезал себе нос. Увидев свою жену, Трифон спросил, зачем она пришла, на что та рассказала мужу о своем разговоре с девой Марией. В ответ на это Трифон усмехнулся и ответил: “Как я могу отрезать себе нос, ведь я работаю ножом так-то, а не вот так”. Произнося эти слова, он действительно отрезал себе нос, как свидетельствует об этом легенда.
В легенде о Трифоне переплетаются языческие (запрет на использование острых предметов) и христианские элементы (сюжет с Богородицей), что свидетельствует о ее более позднем происхождении