Согласно народному календарю, праздник Kaсым– день Св. Димитрия (Aй Димитри)(26 октября / 8 ноября) считался началом зимы и по значению приравнивался к празднику Хедерлез (день Св. Георгия), который обозначал начало летнего скотоводческого сезона. Однако он праздновался уже не столь пышно как Хедерлез, так как знаменовал собой начало подготовки к тяжелому в хозяйственном отношении времени года – зиме. Деление года на две половины свидетельствует о существенном проявлении глубокой скотоводческой традиции в мировоззрении народа.
В праздник Касым хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок. К этому времени завершали осенний сев озимых.
На праздник Касым хозяева, имевшие значительное число овец,совершали жертвоприношение животного (курбан) с целью “обеспечить”здоровье и сохранность скота на период зимы (курбан мал саалык ичин).Согласно сведениям М. Чакира, такой вид курбана назывался “Aллахлык”. Вероятно, раньше в честь успешного окончания летнего выпаса овец (на Касым), также как и весной (на Хедерлез), подобное жертвоприношение совершали все хозяева.
Села у которых церкви были названы в честь Св. Димитрия отмечали храмовые праздники “клисянын курбаны”с использованием для обрядовой трапезы жертвенных животных. Мужчины с именем Димитрий и семьи, у которых ангелом хранителем являлся этот же святой,совершали именные и венчальные курбаны (стеуноз курбаны).
Праздники Хедерлез и Kaсымявлялись отправными точками в организации скотоводческого хозяйства (выгон скота на пастбища и окончание летнего сезона) и занимали важное место в традиционной культуре гагаузов. Это свидетельствует о сохранении у гагаузов древних представлений о двуцикличном делении года.
Для традиционного мировоззрения гагаузов характерно использование двух календарей: скотоводческого (двуцикличного лето – зима) и земледельческого (четырех цикличного – зима, весна, лето, осень) с разными сферами применения. При этом скотоводческий и земледельческий календарь не противопоставлялись, а дополняли друг друга. Четкое деление по месецам относится к более позднему времени.
И в настоящее время для обозначения двух основных дат скотоводческого календаря используются древние названия (Хедерлез – Kaсым),которые имеют арабское происхождение.
Вопрос о происхождении этих терминов у гагаузов остается открытым. Некоторые сведения позволяют предположить, что народный календарь с его главными праздниками Хедерлез и Касым, вероятно, использовался предками гагаузов еще до прихода турок на Балканы. В этом регионе предки гагаузов, наряду со скотоводством, занимались земледелием, вели оседлый образ жизни и исповедывали христианскую религию. Но при этом отсчет начала сельскохозяйственных работ вели от праздника Касым, о чем сохранилась рифмованная пословица у гагаузов Бессарабии, Болгарии, Кавказа: “Юз он – тарлаан башына кон”(по прошествии 110 дней после праздника Касым можно смело начинать сеять, несмотря на капризы погоды). Это свидетельствует об использовании гагаузами скотоводческого календаря по отношению к земледельческой обрядности.
Подобная система отсчета начала сельскохозяйственных работ была возможна лишь в том случае, когда наряду с земледелием скотоводство продолжало играть важную роль. При этом земледельческая обрядность прикреплялась к скотоводческому календарю.
Если для определения сроков начала сельскохозяйственных работ гагаузы Бессарабии вели отсчет от праздника Касым, то уже в определении сроков начала уборочных работ использовали в качестве отправных дат христианские праздники (Троица, день Св. Петра и др.). Следует отметить, что у гагаузов Болгарии сохранилась древняя традиция отсчета начала уборочных работ от праздника Хедерлез: жатва начинается через 40 дней после праздника “Идриллес”. В данном примере проявляется процесс постепенного отмирания обычаев, связанных со скотоводческой обрядностью в результате смены культурно-хозяйственного типа и увеличения роли земледельческой обрядности.
У народов Юго-Восточной Европы день Св. Димитрия имел такое же значение, а также сохранилось деление года на два сезона (от Св. Георгия до Св. Димитрия) и связь праздников с организацией скотоводческого хозяйства, что объясняется близкими природно-географическими условиями, общим ареалом распространения хозяйственно-культурного типа и схожей формой ведения
|